Мой город — Махачкала
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Мнение эксперта: как помочь ребенку избежать травли

Со школьной травлей сталкивались практически все, не только как объект насмешек и издевательств, но и как невольный наблюдатель: сложно найти класс, в котором никогда никого не обижали. Но есть кое-что пострашнее, чем самому стать жертвой травли, — это когда от издевательств страдают ваши дети. Можно ли обезопасить ребенка? Стоит ли вмешиваться? Нужно ли поговорить с учителями, родителями, обидчиками? О том, как помочь ребенку не стать жертвой в школе и что делать, если над ребенком уже издеваются одноклассники или учителя, «Учёбе.ру» рассказала детский психолог Юлия Крюкова.
Мария Рамзаева
17 января 2017
Фото: Carlos Scheidegger / Flickr / CC BY-SA 2.0
Юлия Крюкова,
детский психолог
Дети не всегда осознанно выбирают, кого травить, но есть ли какие-то «провоцирующие» факторы?

Наиболее уязвимы для насмешек «выделяющиеся» дети: те, кто необычно одевается, обладает определенным складом мышления — «не как все», с лишним весом или, наоборот, очень худые, замкнутые, тихие ребята, с низкой успеваемостью, излишне старательные в учебе, те, кто, по мнению некоторых одноклассников, «чересчур заискивают перед учителями» и т. д.

Как понять, что ребенка обижают в школе?

Есть несколько признаков, которые на это указывают. Стоит насторожиться, если у ребенка снизились оценки, он начал прогуливать уроки, стали пропадать вещи (обувь, одежда из раздевалки, телефон, другие ценные предметы) или они выглядят по-другому — помяты, порезаны, чем-то облиты. Ребенок может практически перестать разговаривать дома или ничего не рассказывать о школе, повторять, что не хочет туда идти, ощущать по утрам физическую боль (головную, в животе и т. п.). Если он нетипично мало или, наоборот, слишком много ест или спит, часто плачет — это тоже тревожные признаки.

Как поступить, если становится ясно, что ребенка травят одноклассники или ребята постарше?

Когда родители понимают, что их ребенка систематически, либо разово, но мощно травят, естественно, необходимо применять меры. Порядок действий может быть разным, в зависимости от возраста школьника и того, насколько тяжелый ему был нанесен ущерб.

Если ребенок учится в начальной школе, то нужно сразу ему сказать, что вы разберетесь с ситуацией. Дальше — поговорить с классным руководителем, который, при необходимости, организует внеплановое родительское собрание, а затем позвонить родителям детей, которые участвовали в травле (оскорблении, унижении и пр.), и родителям детей, которые были ее свидетелями. В целом, все должно быть направлено на защиту и поддержку ребенка. В том числе можно обратиться за помощью и к психологу.

Если травят подростка, то действовать надо иначе, и шаги могут быть разными, в зависимости от нанесенного ему урона. Например, школьник пришел домой побитым. Первый вопрос, который ему задают дома, это, как правило: «Что случилось?». Отлично, если подросток сразу же захочет поделиться произошедшим и расскажет вам обо всем. Тогда вы быстро поймете, была ли это драка с обоюдным выяснением отношений или травля, когда одноклассники решили за что-то наказать вашего ребенка и напали на него. Во втором случае нужно зафиксировать побои в полиции и в присутствии участкового написать заявление, а затем уведомить администрацию школы об инциденте.

Если же видимых ушибов и ссадин нет, но вы точно знаете, что подростка регулярно унижают, оскорбляют и пр., то нужно пробовать поговорить с ним об этом. О том, что вам все известно, и о том, что такое поведение ребят не является нормой и с этим нужно бороться.

Если ребенок ничего не рассказывает, не идет на контакт, отмахивается: «Отстаньте от меня все!», — но вы видите, что ситуация критическая, и есть опасность, что она станет хуже, вам стоит, предупредив подростка, сходить в школу. Он может потом злиться на вас, это его право. А ваше — искать способы защиты ребенка от травли.

Стоит ли сразу идти к учителям? К другим родителям?

Для начала надо обратиться к классному руководителю. А если он поведет себя пассивно, — то к завучу. Надо добиваться отклика в школьной системе и «стучаться» до тех пор, пока кто-то не откликнется. Также за поддержкой можно обратиться к другим родителям, с которыми вы дружите или хорошо общаетесь.

А что делать, если сами учителя издеваются над ребенком?

Когда про это становится известно, в любом случае надо подойти к тому учителю или учителям, которые издеваются над вашим ребенком, и сообщить, что вам все известно, и продолжать это не стоит, иначе вы предпримете необходимые меры. Если результата такой разговор не принесет, то лучше всего отправить жалобу в более высокие инстанции, минуя завуча: очень часто он бывает в курсе происходящего и по собственным причинам закрывает на все глаза.

Какими бывают последствия травли? Можно ли их как-то сгладить?

Последствия травли бывают достаточно грустными. Ребенок может увериться в том, что мир опасен и лучше быть безынициативным. Спустя годы он сам окажется способен превратиться в агрессора, который будет разрушать отношения как в коллективе, так и с другими людьми, одновременно и получая удовольствие, и страдая от одиночества.

У школьника из-за травли часто достаточно сильно понижается самооценка, исчезает уверенность в себе, желание пробовать и рисковать. Он может разочароваться в дружбе, снизить свой уровень успеваемости. В худшем случае ребенок даже отказывается от посещения школы, очень сильно и глубоко разочаровавшись в ней.

После того, как факт травли оказывается раскрыт, тем более, если она была длительной, затяжной, надо запастись терпением. Не ругайте ребенка, не упрекайте (мол, почему вовремя не рассказал), не унижайте его и не стыдите за то, что он не смог справиться с ситуацией. Подкрепите его своей поддержкой и уверенностью и помогите проанализировать то, что случилось.

Можно ли обезопасить ребенка, снизить вероятность того, что его станут травить?

Жертвами травли чаще всего становятся ребята тихие, боящиеся высказывать свои желания, мнения, не умеющие защищать себя ни словесно, ни физически, а также те, кто легко поддается внушению и влиянию более уверенных в себе товарищей (одноклассников, знакомых) и нуждающиеся в групповом общении со сверстниками или ребятами постарше.

Поэтому родителям стоит, в первую очередь, задуматься о своих отношениях с ребенком, ведь для детей все начинается с семьи. Собственный образ — самовосприятие — закладывается с ранних лет, и в первую очередь за счет отношения родителей. Чем больше ребенка контролируют, чем чаще ограничивают в действиях, чем дольше делают за него то, что он уже умеет и сам, тем сильнее возрастает вероятность взрастить в нем робость, неуверенность, зависимость от другого и потребность в чужих решениях и одобрении действий.

Другая крайность в воспитании — это попустительство. Если, наоборот, мало помогать ребенку, не хвалить его или делать это слишком редко, не подбадривать, не подчеркивать его сильные стороны, это может привести либо к развитию неуверенности, либо к опасному героизму, поскольку ребенок не сможет узнать свои собственные границы.

Позволяйте ребенку пробовать и исследовать под вашим присмотром, пока он маленький. Не ругайте и не стыдите его на детской площадке, перед всеми, — лучше поговорите в сторонке, и не кричите. Разрешайте ему не делиться своими игрушками на площадке, если он не хочет, и помогайте возвращать чужие. Постарайтесь в дошкольном возрасте показывать ему различные кружки, чтобы он мог учиться выбирать.

В младших классах главная задача — помочь детям адаптироваться к школе, программе, расписанию, а не гонка «чей класс успешнее», из-за которой, в том числе и при содействии учителей, может образоваться неравенство и привычка к заметному принижению отстающих детей — то есть зачатки будущей травли.

Родителям нужно помогать ребенку осознавать себя, свои чувства и желания, мысли и действия, побуждать его рассказывать о жизни в классе и помогать ему усваивать ежедневный опыт общения с одноклассниками и учителями.

Мария Рамзаева
17 января 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты