Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Самые странные школьные традиции мира

Несмотря на то что цель у всех школ мира по большому счету одна — вырастить грамотного, образованного, воспитанного человека, методы в разных странах совершенно разные. Где учатся самые трудолюбивые и самые ответственные дети? У кого самые короткие каникулы и где строже всех наказывают за пропуски? Чем отличается математика в разных государствах и что объединяет всех школьников мира? Об этом читайте на «Учёба.ру».
Наталья Афанасьева
05 января 2018
Фото: Tetsumo / Flickr / CC BY 2.0

Уважение к подросткам

Удивительно, но есть учителя, которые уверены, что школьники куда ответственнее и нравственнее взрослых. Один из основателей международной программы UWC, немецкий педагог Курт Хан, считал, что в детях заложена врожденная порядочность и нравственное чувство, а портятся люди от дурного влияния общества. И лишь достойное образование, по мнению Хана, может нивелировать это воздействие. Это изначальное доверие и уважение к студентам отражается на организации жизни колледжей UWC: здесь нет никаких запретов, кроме очевидных — алкоголь, наркотики и курение на территории. У детей нет ни школьной формы, ни муштры. «Личная ответственность и порядочность каждого, ответственность за окружающих и взаимоуважение» — такие качества записаны среди важнейших ценностей UWC. Кстати, фамилиями в колледжах не пользуются — у студентов есть лишь имя, страна и год выпуска. Учителей тоже зовут по именам. Даже директор школы для всех — просто Дэнис, а не миссис Дэвидсон, например. 

Такая разная математика

Даже математическое образование везде очень разное: подходы, объемы, оценка знаний и, в конечном счете, результат, то есть багаж знаний, с которым человек выходит из школы, и то, как он может применить их в жизни, очень отличаются в школах разных стран. В Великобритании, США и Сингапуре математика очень практичная, из реальной жизни. Есть участок, надо рассчитать, каким будет забор вокруг него, посчитать монеты в кошельке, вычислить размер скидки, перевести деньги из одной валюты в другую. У нас детей учат брать интегралы, про которые они, выйдя из школы, сразу забудут, и решать примеры с девятью действиями — такого в других школах нет. Зато тому, как решить простейшую бытовую задачу: как рассчитать количество краски, чтобы покрасить стены, — не учат. И это одна из главных проблем российского подхода: математика в школе слишком академическая и не имеет отношения к жизни: вместо того, чтобы достаточно времени уделить визуализации и поиграть, сразу переходят к решению примеров.

Математическое образование в США довольно сильно отличается от британского, прежде всего за счет наличия учебника и довольно больших домашних заданий. Сам подход при этом такой же: темы изучаются несколько лет, каждый раз — все глубже и глубже, все очень наглядно, задачки тоже в основном практические, хотя интересные и достаточно сложные. Сингапурская система использует так называемый эвристический подход к решению, идет от частного к общему. Сначала дети решают много практических задач, не изучая теорию, потом, основываясь на этом опыте, обобщают и делают выводы. При этом уравнения для решения задач не пишут, а рисуют схемы. Много заданий на логику, которые у нас дают в математических кружках, а вот примеры сингапурские дети не решают — все дроби, проценты и части учат через задачи.

Что касается финской школы, то математика там практически отсутствует. Набор тем очень скудный, счетные навыки не развиваются. Учебники слабые, 7 класс соответствует уровню примерно 4-5 класса Великобритании и России, при том что по возрасту это 7 российский класс и 9 британский. Если наша школьная математика неоправданно сложная, и в ней много академической мишуры, которая не дает реальных знаний (ее цель — высокий результат), то финская — неоправданно слабая.

Феномен финской школы

В последнее время финскую школу за границей принято хвалить. Со стороны она выглядит как мечта любого ребенка и родителя: напрягаться не надо, играй, получай удовольствие, и при этом — едва ли не лучшее образование в мире. Но если говорить об общем уровне эрудиции, то, по наблюдениям, он не слишком высок. Знания о том, что находится за пределами Финляндии: о культуре, географии и истории других стран, — оставляют желать лучшего. Вот пример: в финской игре «Кто хочет стать миллионером» есть такое правило: если игрок обращается за помощью к публике и помощники отвечают правильно, они получают бесплатный круиз или гостиничный ваучер. Был вопрос: «Кто изобрел пенициллин?». Трое помощников из зала, пожилые люди интеллигентного вида, в один голос заявили «Нобель!». У последнего из них ведущий даже спросил: «А вы уверены?». «Ну конечно, — был ответ. — Он же за это Нобелевскую премию получил». Впрочем, если имеется в виду способность средней школы подготовить маленького человека к жизни в родной стране, помочь ему найти свое место, то — да, финская школа на высоте.

Опоздал — мой полы 

Дневников нет, домашних заданий тоже, но дети в Республике Корея учатся очень много, бывает, до позднего вечера — малыши в начальных классах в школе до восьми вечера, старшеклассники возвращаются домой к одиннадцати часам. В корейской школе действует балльная система оценок. Каждую неделю проводятся тесты, раз в месяц — контрольный тест, определяющий уровень знаний: от 60-70 баллов — наша тройка, от 70 до 90 баллов — четверка, 90-100 баллов — пятерка. Стать стобалльником очень непросто, таких детей мало, и среди них тоже есть конкурс: 1, 2 и 3 место. За баллы и места борются очень сурово, буквально идут по головам, стараясь получить эти 100 баллов любым путем. Ведь если ребенок с 1 по 12 классы находится на 1 месте в школе, он имеет право поступать в хороший университет.

После младшей школы, где нет домашней работы и все достаточно мягко, переход в старшее звено, где сумасшедшие требования, превращается для детей в серьезный стресс. Дисциплина в школе тоже очень строгая: опоздал — получи штраф, мой полы, или тебе снизят балл (а этого боятся больше всего). Пропускать нельзя, даже по болезни.

Учись всегда!

У турецких школьников меньше всех дней отдыха — в течение учебного года, по сути, всего одни каникулы (две недели в феврале) и несколько дней, которые выпадают на праздники. Летом, правда, они отдыхают, как и российские дети — три месяца, но и этим все недовольны, поскольку эти каникулы «съедают» множество государственных праздников. Да и взрослые люди в Турции постоянно чему-то учатся. Даже на языковых курсах для иностранцев главная тема, и в учебниках, и в разговорах на уроках, — это образование: как оно устроено в разных странах, чего не хватает, как это исправить.

Забастовки как повод отдохнуть

Каникулы и выходные всюду тоже очень разные. В бельгийских школах, например, к пропускам относятся очень строго. Учебные заведения проверяют специальные органы: был случай, когда школе выписали штраф за то, что ученица не пришла на занятия, так как улетела в США на похороны бабушки. Даже это не считается уважительной причиной. На каждый день отсутствия родители пишут объяснительную записку с приложением подтверждающих документов. В законе также прописано, что если ребенок отсутствовал в школе более 10 дней за год, ему могут предложить в конце года сдать переходной экзамен или оставить на второй год, на усмотрение педагогов. Причем, даже если ребенок действительно болел, это неважно. Праздников в Бельгии тоже очень мало, но есть еще несколько так называемых педагогических дней, когда в школу приходят только учителя. Кроме того, иногда в Бельгии проходят педагогические конференции или забастовки. И если во Франции обычно бастуют только школьные столовые, то здесь школы закрываются целиком.

Ненависть объединяет

Кстати, о столовых. Есть вещи, которые объединяют школьников всех стран — это ненависть к «полезным продуктам». Лидер среди них — капуста брокколи. Вспомним хотя бы недавний анимационный фильм «Головоломка»: в сцене, где девочку пытались накормить брокколи, появлялись две эмоции — брезгливость и гнев. В топ-15 самых ненавистных детских продуктов входят также шпинат и творог, яйца, рыба и авокадо. У маленьких россиян к ним присоединяются каша и суп.

Наталья Афанасьева
05 января 2018

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты