Мой город — Махачкала
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Как убить природное любопытство: проблемы естественно-научного образования в школе

Эксперты выявили проблемы преподавания естественных наук в российской школе, изучив результаты наших школьников на международных мониторингах. Они считают, что в школьной программе не хватает экспериментов, практики, междисциплинарности и наблюдается отрыв от современной науки.
Фото: Julia Koefender / Flickr / CC BY-SA 2.0

Результаты международных исследований качества школьного образования TIMSS и PISA выявили проблемы преподавания естественных наук в российской школе. К таким выводам пришли эксперты ВШЭ. Они показали, что содержание естественно-научного образования в России в целом отвечает мировым тенденциям, но результаты эти не слишком высоки. Есть очень существенные нюансы в динамике, которые навели исследователей на выводы, что дело не в самих учениках, а в системе, по которой они получают знания по физике, географии, химии и биологии.

Так, наблюдается большой разрыв между результатами четвероклассников, которые только начали изучать в общих чертах эти науки в рамках предмета «Окружающий мир», и результатами старшеклассников. Исследователи считают, что это связано со школьным подходом к физике, химии, биологии и географии. «Пассивность учеников на уроках, запоминание информации вместо ее применения, дефицит экспериментов, разобщенность близких дисциплин и недооценка современной науки сопровождают весь курс естествознания». В итоге к старшим классам подростки меньше интересуются этими науками, которые в начальной школе казались такими любопытными.

разные области естествознания преподаются в отрыве друг от друга

Ученые поясняют: «Практикоориентированный подход в школьной физике, химии, биологии и географии — по-прежнему редкость. Чаще предполагается воспроизведение знаний, а не рассуждение и решение задач, взятых из жизни. Роли ученика и педагога тоже несколько архаичны. На уроках учитель активен, а дети чаще пассивны. Наконец, разные области естествознания преподаются в отрыве друг от друга, причем на ряд предметов выделено слишком мало часов».

Международный мониторинг качества школьного математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) — это программа, которая позволяет сравнить уровень и качество математического и естественно-научного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования. Исследование проводится раз в четыре года, последний раз оно проводилось в 2015 году. Российские четвероклассники показали здесь неплохие результаты — 567 баллов, что гораздо выше средних международных. И это несмотря на то, что требования TIMSS выходят далеко за рамки предмета «Окружающий мир» российской начальной школы.

«Задания предлагаются по всему набору соответствующих дисциплин: биологии, физике, химии и географии. Однако в России в курсе естествознания в началке, по сути, есть только биология и география (95% содержания). На физические и химические сведения отведено лишь 5%. Это самые общие представления о разнообразии веществ и их агрегатных состояниях. При этом в расписании выделено очень мало времени на естествознание: около 50 часов за учебный год в 4-м классе. Для сравнения: в странах-победителях рейтинга — почти вдвое больше: в Сингапуре — 96 часов, в Республике Корея — 92».

школьная химия рассказывает только о формулах и уравнениях

По итогам анкетирования детей, родителей, педагогов исследователи нашли такие объяснения этому феномену:

  • Российские четвероклассники (а им в среднем 10,8 года) на полгода старше четвероклассников из других стран (в среднем 10,2 года). В этот период нюансы возраста крайне значимы для результатов.
  • Уровень образования родителей один из самых высоких в мире. При этом они уделяют много внимания образованию детей: например, помогают с домашними заданиями, объясняют непонятные моменты.
  • Четвероклассники добросовестно относятся к учебе: 93% делают домашнюю работу каждый день.

А вот в 8-м классе все меняется. Несмотря на то что результаты российских старшеклассников по TIMSS достаточно высоки — 544 балла, что выше средних международных, но результаты по отдельным предметам, например, по физике профильного (повышенного) уровня, падают — в 2015 году было 508, а 20 лет назад — 546 баллов.

По другой международной системе, PISA, российские старшеклассники и вовсе не набрали средний международный балл — всего 487 баллов из 500. Причем по биологии (в терминологии PISA, в «живых системах») российские школьники отстают особенно заметно.

Проблемы с этим предметом могут объясняться тем, что учебники по биологии перегружены описаниями и «сведениями, трудно поддающимися осмыслению», полагают авторы. Исследовательская составляющая тоже явно подкачала: ученики слабо представляют себе научные методы в биологии. Затруднения россиян в PISA, по мнению исследователей, связаны с тем, что ученикам и преподавателям «малознакома сама постановка вопроса о применении естественно-научных знаний к решению задач в реальном жизненном контексте». Реальная проблема часто нуждается в исследовательском отношении — анализе данных, а его как раз и нет.

Главной проблемой физического образования в школе считается недостаток часов — курс был рассчитан на четыре часа в неделю, как это и было в советское время.

«К сожалению, общеобразовательный курс физики не столько плохой, сколько перенасыщенный, его просто невозможно сжать в те два часа в неделю, которые ему отведены. Это системная проблема. Есть и проблема с учителями, очень немногие умеют интересно и доступно донести этот предмет», — говорит Георгий Арабули, учитель физики в лицее «Вторая школа».

Главной проблемой преподавания химии, которая для большинства школьников вообще что-то из области непознаваемого, российские педагоги называют то, что учить ее начинают не с того конца: «Начинать изучение химии нужно с работы руками, а потом уже переходить к теории. Иначе она превращается в тарабарщину или в бессмысленное заучивание непонятных формул, — считает Денис Жилин, преподаватель химии в школе № 192. — Химия — это наука о веществах и материалах, которые нас окружают. Но школьная химия рассказывает только о формулах и уравнениях и к реальной жизни имеет довольно мало отношения. Уверяю вас, когда дети начинают работать руками: делать опыты, ставить эксперименты, — вся нелюбовь к химии испаряется. Даже ребята, которые явно не собираются становиться химиками, начинают относиться к этому предмету положительно. Ведь можно преподавать химию как науку, способную творить чудеса, а можно просто готовить школьников к сдаче экзаменов. Это проблема не только химии, это вообще проблема нашей школы — вместо того, чтобы использовать данное природой каждому ребенку любопытство и развивать любознательность, в школе все это убивают».

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты