Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

Почему профориентацию лучше начинать с дошкольного возраста и как в игровой форме помочь ребенку узнать о профессиях из разных сфер, «Учебе.ру» рассказала Наталья Симоненко, основатель образовательного проекта Oyster.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
23 мая 2019
Фото: Oyster
Наталья Симоненко,
основатель образовательного проекта Oyster

Выбор профессии

С развитием технологий мир профессий стремительно меняется: часть трансформируется, а другая исчезает, и скорость изменений только нарастает. Это внушает беспокойство родителям и осложняет процесс выбора специальности детям. Сегодня ребенку нужно помочь расширить кругозор в области профессий и дать как можно больше разностороннего опыта ― тогда он не будет бояться перемен и с легкостью приспособится к изменениям. В сегодняшнем мире, где точно никто не может предсказать, какие специальности будут востребованы через 10 лет, гибкость и способность адаптироваться к изменениям, сохраняя внутренний психологический баланс, ― ключевое преимущество.

Наша команда проводила исследование для изучения мотивации и целей родителей в процессе воспитания. Как оказалось, в основе выбора, который совершают родители для своих детей в отношении школ, кружков и даже игрушек, лежит желание видеть детей состоявшимися профессионалами в будущем, которые занимаются любимым делом и получают признание. Родители считают чрезвычайно важным, чтобы у ребёнка появился настоящий интерес в жизни, считая это важнейшим условием счастья.

Но при этом большинство родителей начинает задумываться о профориентации детей в 10- или 11-м классе, оказывая довольно сильное давление на подростка: срочно нужно выбирать вуз, готовиться к экзаменам, в сжатые сроки принимать столь важное решение. В связи с этим большинство выпускников делают неверный, поспешный выбор, учатся без искреннего желания и интереса, не знают, что делать после окончания университета, остаются в растерянности. А кто-то и вовсе меняет кафедру или вуз: согласно исследованию, 80% американских студентов меняют свою специализацию хотя бы один раз во время обучения, что может стать источником стресса.

С четырех лет

Многие психологи и педагоги рекомендуют начинать знакомить детей с профессиями с самого раннего возраста. Американские исследователи Р. Аугер, А. Блэкхерст и К. Уаль отмечают, что уже в 4 года дошкольники с интересом играют в профессии, обсуждают, кем хотят быть, когда вырастут. Необходимо давать ребенку возможность пробовать себя в различных видах деятельности и рассказывать ему об известных профессионалах. Если ребенок с четырех лет будет каждый месяц знакомиться с какой-либо новой для себя профессией, то к двенадцати годам он сможет получить представление о ста разнообразных направлениях деятельности во всем мире ― от доктора до дизайнера виртуальной реальности. Это отличный старт для серьезной профориентации, которая начнется в старшей школе. Подростку будет гораздо проще найти себя и свой настоящий интерес, если он пробовал себя в разных сферах.

Если ребенок с четырех лет будет каждый месяц знакомиться с новой профессией, то к двенадцати годам он сможет получить представление о ста разнообразных направлениях деятельности во всем мире.

Необходимо дать ребенку возможность заранее почувствовать себя в разных ролях. Врач, археолог, инженер, художник — для детей это просто слова, которые звучат не так интересно и захватывающе, как добыча из гипса артефактов и их исследование, пломбирование больных зубов или организация художественной мини-выставки для своей семьи. Дети лучше учатся и понимают суть заданий, если информация подается не как сухая абстрактная теория. Игровая форма обучения требует от них творческого подхода. Этого сегодня не хватает в школьном образовании. Надо обязательно дать ребенку возможность своими руками выполнить практические задания, которые познакомят его с реальными задачами профессионалов из разных сфер деятельности, позволят понять суть их работы. Пусть это будет игра, но не понарошку. Ребенок увидит, как усилия приносят реальный результат. Вы можете также поощрять его в общении с интересными людьми, представителями редких профессий, чтобы ребенок из первых уст мог узнать о деталях и тонкостях той или иной работы.

Drawing the Future

Выбор «кем стать» не происходит за час, день или месяц, когда ребенок или родитель решили задуматься о будущем. В прошлом году фонд Education and Employers совместно с отделом Организации экономического сотрудничества и развития провели исследование: Drawing the Future. В опросе приняли участие 20 тысяч школьников со всего мира в возрасте от 7 до 11 лет, из России было 75 участников: они выбирали любимый урок, рисовали работу мечты и должны были объяснить свой выбор. 54% детей лично знали представителя выбранной специальности, у других этот образ возник из телепрограмм, книг, игр и фильмов. Оказалось, что непропорционально много детей мечтают о нерелевантных с точки зрения экономики и общества профессиях: стать профессиональным футболистом, актером, блогером и так далее. Скорее всего, обществу не будет нужно так много актеров и футболистов. При этом, возможно, многие дети не будут прикладывать достаточно усилий для изучения сложных предметов — таких как, например, математика, чтобы стать востребованными профессионалами в будущем. Нужно, чтобы дети с малых лет были осведомлены и заинтересованы в получении перспективных профессий и обретении необходимых для этого знаний и навыков.

Мы не знаем наверняка, каким будет мир через 10 лет, но на некоторые прогнозы стоит обратить внимание. Решение глобальных проблем, связанных с увеличением населения Земли и климатическими изменениями, изучение человека, освоение космоса, искусственный интеллект, технологии — сферы, которые в ближайшее время будут активно развиваться. Дальновидным будет предоставить ребенку знания обо всем этом как можно раньше.

Oysterkit — это развивающие наборы по профессиям для детей. Сейчас в серии представлено шесть профессий: врач, инженер, археолог, художник, ветеринар и ученый. В каждый набор входят увлекательные эксперименты, которые ассоциируются с направлением профессии, а также карточки с теорией и заданиями. Кроме того, в наборе есть дополнительный видео- и VR-контент.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
23 мая 2019

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты