Мой город — Махачкала
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

«Наш основной фокус — развитие качественного бесплатного онлайн-образования в сфере
STEM и IT»

Директор по развитию онлайн-платформы Stepic — о планах
проекта и онлайн-обучении.
Анна Розова
Редактор проекта Учёба.ру
13 мая 2015
Партнеры
проекта:

Stepic — это российская образовательная онлайн-платформа и конструктор бесплатных курсов и уроков. Сейчас на сайте почти 8000 задач и более 83 000 пользователей. О платформе Stepic и планах проекта рассказала директор по развитию Анна Глотова.

Для чего создавалась платформа Stepic?

Наш основной фокус — развитие качественного бесплатного онлайн-образования в сфере STEM и IT. Мы хотим предоставлять возможность желающим осваивать качественные курсы и уроки на русском и английском языках. Stepic — это два вида образовательной активности: курсы, которые длятся 3-8 модулей, по прошествию которых вы получаете сертификат, и библиотека онлайн-уроков, которые поясняют интересующий конкретный вопрос по программированию, математике и тд.

Вы опираетесь на мировой опыт? Каковы особенности платформы?

Безусловно, каждый из нас перед тем, как присоединиться к команде Stepic, так или иначе был связан с онлайн-образованием, и все, как минимум, проходили курсы на крупнейших онлайн-площадках. Мы сошлись в едином мнении, что такие курсы не давали должной глубины знаний, ведь невозможно научить человека какой-либо технической дисциплине, просто прочитав ему теоретическую лекцию и задав тест на десять вопросов. Мы решили реализовать множество действительно нетривиальных технических задач с автоматической проверкой, которые бы упростили жизнь преподавателя, освободили преподавателю время на проработку курса и общение со студентами, и давали бы студенту реальный практический навык в программировании, высшей математике и других дисциплинах. Что показательно — Stepic уже четыре раза встраивали различные курсы на Coursera.org в качестве «умного задачника».

Как отбираете курсы и преподавателей? Есть какие-то критерии качества или экспертный совет?

У нас нет специальных требований для преподавателей, любой желающий может подать заявку через специальную форму. Критерии для курсов — академичность и востребованность. Перед созданием курса мы также просим преподавателей создать пробный урок, это учит работать с платформой и показывает нам, готов ли преподаватель тратить время на этот проект. Предпочтение отдаём скорее техническим и фундаментальным курсам, хотя есть, например, и курсы для школьников.

Кто в основном учится на вашей платформе?

Самые разные люди! В начале каждого курса мы просим студентов немного рассказать о себе — учатся все — от мексиканских IT-студентов до домохозяек из российских сёл. Целиком проходят курсы, как правило, студенты и молодые специалисты.

Какой процент студентов заканчивает курсы? Сколько вообще слушателей на Stepic?

В среднем наши курсы заканчивает около 15% записавшихся, что выше средних показателей других платформ на 5-10%. Недавний курс по статистике закончило более 30% записавшихся, что, безусловно, рекорд! Зарегистрированных на платформе пользователей уже более 83 000 человек, из них 62 % из России, 11 % — из Украины, 8% — из США.

Курсы становятся короче, между ними появляется конкуренция — если раньше ты шёл обучаться на курс, исходя из его названия, сейчас ты смотришь, какие ещё аналоги предлагает тебе рынок, обращаешь внимание на рейтинг.

Есть ли какая-то система мотивации для студентов?

Да, в данный момент мы активно работаем над элементами игрофикации платформы. Каждый урок (который, кстати, может создавать любой зарегистрированный пользователь платформы) состоит из шагов, а под каждым шагом есть обсуждение. Пользователям присуждаются баллы за успешно пройденные шаги, за лучшие комментарии, за созданные уроки. Пользователи с самыми высокими баллами получают привилегии.

В правилах проекта написано, что создатели курсов сохраняют за собой авторские права — есть ли примеры того, что курсы, которые были на Stepic, затем появлялись на других образовательных платформах? Зачем вообще оговаривается этот момент? Иначе невозможно привлечь преподавателей?

Как я уже упоминала, часть курсов на Coursera.org встраивало Stepic как задачник. Мы оставляем за всеми желающими право использовать наши уроки, в том числе и выкладывать их на сторонние сайты, например через iframe или по прямой ссылке. В России вопрос авторского права пока не стоит остро, но мы стремимся оговорить этот момент, что называется, впрок.

Преподаватели получают какое-то вознаграждение за курс? На что существует проект, если все курсы бесплатны?

Осенью мы проводили конкурс Stepic Challenge, где отобрали часть преподавателей для обеспечения грантовой поддержкой при создании курсов. В основной схеме нашей работы с преподавателями они не получают вознаграждения, но обеспечиваются с нашей стороны всяческой поддержкой, в том числе и возможностью записи в профессиональной видеостудии в Москве или Санкт-Петербурге. Сама платформа развивается, и на данный момент уже удобна для автономной работы преподавателей, поэтому мы видим возможным в будущем монетизировать на платформе так называемые SPOC — закрытые малые курсы на малую аудиторию, которые можно создавать самостоятельно. Формат MOOC на Stepic будет бесплатен всегда.

Как вы планируете дальше развивать ваш проект и какое будущее у онлайн-образования?

Мы можем наблюдать, что курсы становятся короче, между ними появляется конкуренция — если раньше ты шёл обучаться на курс, исходя из его названия, сейчас ты смотришь, какие ещё аналоги предлагает тебе рынок, обращаешь внимание на рейтинг курсов. Так же набирают обороты персональные траектории обучения. К примеру, тебе хочется за два месяца выучить линейную алгебру. Ты заходишь на Stepic и задаёшь свой запрос. Самые популярные уроки из библиотеки выстраиваются в таком порядке, который тебе нужен — элементы математического анализа, аналитической геометрии как базы, а затем уже и линейной алгебры. Stepic следит за скоростью прохождения тобой твоего персонального курса и даёт рекомендации. Мы постараемся за несколько лет накопить такое количество материала, из которого можно будет создавать полноценные траектории и воплотить такой сервис в жизнь.

Анна Розова
Редактор проекта Учёба.ру
13 мая 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты